Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!

"Безопасность жизнедеятельности."

Дата: 27 января 2015 в 08:33

БЕЗОПАСНОСТЬ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Город, в котором

С тобой мы живём,

Можно по праву считать букварём,

Азбукой улиц,

Проспектов, дорог.

Город даёт нам всё врет урок

Вот она, азбука, —

Над головой:

Знаки развешены

Вдоль мостовой.

Азбуку города

Помни всегда,

Чтоб не случилась

 С тобою беда.

«Азбука города». Я. Пишумов

Вот и начался новый учебный год. Сколько детей, радостных и счастливых, пришли в детские сады, школы, чтобы играть, развиваться, получать новые знания.

И здесь нам, взрослым, надо помнить о безопасности детей на улице, научить их правилам дорожного движения.  .

ДОРОЖНАЯ АЗБУКА

Конспекты занятий по правилам дорожного движения

для детей дошкольного возраста

ОЗНАКОМЛЕНИЕ дошкольников с правилами дорожного движения, воспитание навыков безо­пасного поведения на улице не принесут желае­мых результатов, если не будет тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с родителями, личного примера взрослых и постоянного закре­пления полученных знаний.

Ребёнок дошкольного возраста не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатле­ния. Ничего так не влечёт малыша, как автомобиль, будь то игрушечный или настоящий. Ребёнку необ­ходимо доходчиво объяснить, что проезжая часть предназначена исключительно для транспорта, а не для игр. Ещё до того, как идти в школу, необходимо научить детей правильно определять место, где можно переходить дорогу, оглядываться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара, как вести себя на остановках общественного транспорта, в транспорте, где и как можно играть.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. У дошкольников нет предвидения возможности возникновения опасности в быстро изменяющейся дорожной обстановке. Поэто­му они выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой.

Для детей вполне естественно выехать на про­езжую часть на детском велосипеде или затеять здесь игру с мячом. Возрастные особенности до- школьников, несомненно, влияют на поведение ей на улицах и дорогах. В пяти-шестилетнем возрасте ребёнок боковым зрением видит примерно две трети того, что видят взрослые, так как имеет довольно ограниченный угол зрения. Зачастую дошкольник не может верно определить,

что движется быстрее: велосипед или автомобиль. Им сложно правильно распределить внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч, который покатился на дорогу, для ребёнка сию минуту важнее всего на свете и может занять всё его внимание. Только с семи лет дети могут более точно отличить правую сторону дороги от левой. И уже с восьми лет они наполовину могут счи­таться опытными пешеходами, но по-прежнему не могут распознать полные опасностей ситуации на дороге.

Следует учить детей переходить улицу, дорогу аккуратно, внимательно и быстро. Довольно часто дети роняют свою ручную поклажу — игрушки, сумки, билетики, и часто это происходит на до­роге. Упавшую при переходе через дорогу вещь поднимать довольно опасно, и ребёнок должен осознавать это. Пусть один раз придётся оставить любимого пластикового медвежонка среди машин, объяснив, что в будущем вещь нужно либо крепко держать, либо передать на «временное хранение» старшим. Это же касается пассажирского транс­порта, железнодорожных переходов и даже трам­вайных рельсов. Обязательно приучите ребёнка переступать через рельсы, а не ходить по ним — в раннем возрасте сложно понять, как отличить обычное пересечение рельсов от места перевода стрелки. И, конечно же, всегда нужно напоминать малышу о том, что дорога (пешеходный переход, рельсы, причал катеров, остановка транспорта) — не место для игр.

Не всегда на перекрёстках есть светофоры, а зачастую они вовсе не работают. Ребёнок должен знать, что переходить дорогу можно по пешеход­ной зебре, в особо опасных для перехода местах есть либо подземные, либо надземные переходы. Нельзя переходить дорогу в местах с плохим обзором местности. А в случае особо неудобного перехода лучше дождаться кого-то, кто поможет перейти дорогу.

Терпение и настойчивость являются эффектив­ными средствами, обеспечивающими успех дела.

Учите детей наблюдать. Используйте для этого каждый удобный случай пребывания с ребёнком на улице и в общественном транспорте. Вот основные правила дорожного движения:

•   не спешите, переходите дорогу размеренным шагом;

•   выходя на проезжую часть, прекратите раз­говаривать, при переходе дороги необходимо со­средоточиться;

•   не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора;

•   переходите дорогу только в местах, обозначен­ных дорожным знаком «Пешеходный переход»;

•   не играйте рядом с проезжей частью;

•   не катайтесь на велосипеде в неустановленных местах;

  • гуляйте только по тротуару.

Вы с ребёнком вышли на прогулку и собираетесь проехать в общественном транспорте несколько остановок. Обратите внимание на следующие правила:

•   автобус приближается к остановке, и до пол­ного прекращения движения к нему подходить не следует, так как можно оступиться и попасть под колесо, особенно если на остановке много пассажиров;

•   зона остановки — опасное для ребёнка место, так как стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне как водителям проходящих машин, так и пешеходам;

•   при поездке в автобусе, трамвае, троллейбусе необходима осторожность. Даже опытный води­тель не всегда может избежать резкого торможения в аварийной ситуации, поэтому в транспорте ре­бёнку необходимо сидеть или занимать устойчивое положение;

•   первыми из автобуса, трамвая, троллейбуса, такси должны выйти взрослые и принять ребёнка, в противном случае он может упасть или побежать на проезжую часть дороги;

•   не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, дома, не осмотрев предварительно дорогу.

ИЗЛИШНЕ говорить, какое важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении детей правилам дорожного движения (ПДД).

Для закрепления знаний и умений детей правиль­но ориентироваться в той или иной дорожной си­туации важно, чтобы обучающиеся сами выполняли определённый комплекс заданий в виде забавной игры, упражнений, конкретной работы, которые, дополняя теоретические занятия, стали бы своео­бразной их иллюстрацией. При этом обязательным условием является многократное, в различных формах повторение действий, имитирующих по­ведение на улице, с тем, чтобы выработать у детей привычку соблюдения правил. Организовать эти действия можно: в помещении группы, дома (рисо­вание, лепка, вырезание из картона и т.п.); во дворе на специально отведённой площадке с нанесённой на асфальте разметкой, копирующей, к примеру, оживлённый перекрёсток, который дети будут пере­секать в роли водителей грузовиков либо пешеходов или велосипедистов; в автогородке, оборудованном необходимыми дорожными знаками, указателями и светофорами; на улице или дороге (для закре­пления пройденного материала). Здесь дети могут обнаружить ошибки участников движения, понять их причины и усвоить элементарные меры безопас­ности и предосторожности.

Знать и соблюдать ПДД нужно каждому, так же, как читать, писать, считать, потому что эти знания необходимы в процессе всей нашей жизни.

Обучать детей правилам дорожного движения необходимо с самого раннего возраста. К трём годам жизни у них необходимо формировать представление об окружающем пространстве и развивать навыки ориентировки в нём, знакомить с некоторыми видами транспорта и частями автомобиля, со светофором и светоотражающими элементами.

Важнейшую роль в ознакомлении малышей с первыми сведениями о дорожном движении не­обходимо отводить целевым прогулкам, во время которых дети с большим удовольствием будут наблюдать за движением транспорта: грузовых и легковых автомобилей, автобусов, троллейбусов, трамваев. Наблюдая за транспортом, педагог может учить детей различать и называть части автомоби­ля: колёса, двери, кузов, руль, кабина, прицеп.

У детей четырёх-пяти лет педагогу необходимо формировать представление о сигналах светофора, расширять навыки ориентировки в окружающем пространстве, учить различать проезжую часть улицы, тротуар, а также знакомить с такими по­нятиями, как «улица», «дорога», «перекрёсток», «проезжая часть», «тротуар», с различными сред­ствами передвижения, работой водителя, с прави­лами поведения пешеходов.

Большое место в ознакомлении детей четвёртого года жизни со многими правилами дорожного дви­жения отводится прогулке. Дети могут наблюдать за транспортом, за работой светофора, за движени­ем пешеходов. Педагог не только сам рассказывает во время наблюдения, но и просит детей отвечать на вопросы, вспоминать, как они идут со взрослы­ми в детский сад, в магазин и т.д.

Работу с детьми шести-семи лет по ознаком­лению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на за­нятиях, прогулках, экскурсиях стали прочными и с успехом применялись будущими школьниками. В этом возрасте необходимо закреплять, расширять и углублять представления о ПДД, полученные рань­ше. По-прежнему можно проводить наблюдения за движением транспорта, пешеходов, за работой водителя, за сигналами светофора. В старшем до­школьном возрасте необходимо расширять знания детей о работниках ГАИ, продолжать знакомство с назначением дорожных знаков, со светоотражаю­щими элементами, с различными ситуациями на дорогах. Ребят необходимо учить правильному поведению в общественном транспорте.

 

 

 

 

Правила дорожного движения

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности

Задачи:

•       обобщить знания детей о прави­лах дорожного движения, правилах поведения на улице, в транспорте;

•       довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения;

•       развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логи­ческое мышление;

•       воспитывать грамотного пеше­хода.

Оборудование: элементы дорож­ных знаков, картинки с изображе­нием ситуаций на дорогах, детские машины-каталки, элементы костюма постового (фуражка, жезл), фартуки с изображением автомобилей, свето­фора, рули, магнитофон, дорожные знаки, макет пешеходного перехода, машины.

Действующие лица:

Ведущий, рассказчик (роли испол­няют взрослые).

Постовой, светофор, дорожные знаки, утёнок Желторотик (роли ис­полняют дети).

Под весёлую музыку дети входят в зал.

Ведущий (В.).

Рассаживайтесь удобнее,

Места занимайте скорей,

На праздник «Дорожной азбуки»

Мы приглашаем друзей.

Звучит мелодия, в зал входит утёнок Желторотик.

Утёнок Желторотик.

Как-то раз в стране далёкой Я, утёнок желторотый,

Захотел с утра размяться —

По дороге прогуляться.

Только что со мною было На перекрёстке двух дорог...

Машина чуть не задавила —

Я еле ноги уволок!

В. Дорогой утёнок, чтобы безопас­но гулять по городу, надо знать пра­вила дорожного движения.

По городу, по улице Не ходят просто так Когда не знаешь правил,

Легко попасть впросак Всё время будь внимательным И помни наперёд:

Свои имеют правила Шофёр и пешеход.

Ребята, давайте пригласим утёнка к нам на праздник «Дорожной азбуки» и научим его правилам дорожного движения. А чтобы обучение прошло интересно и увлекательно, мы с вами будем учиться играя.

Встречайте главных гостей нашего праздника, это Светофор и Посто­вой!

В зал под музыку входят Свето­фор и Постовой.

Светофор.

Здравствуйте, ребята!

Я вежливый и строгий.

Я известен на весь мир,

Я на улице широкой —

Самый главный командир.

С виду грозный и серьёзный,

Я — трёхглазый светофор!

Всюду люди меня знают.

Да и как меня не знать?

Все должны мои сигналы Помнить, строго выполнять!

В. Светофор, наши дети хорошо знают сигналы светофора. Ты сейчас в этом сам убедишься.

Ведущий проводит игру с детьми «Три сигнала светофора».

В. Наши ребята идут в детский сад.

Наши ребята очень спешат!

Хоть у вас терпенья нет,

Подождите — красный свет!

(Ведущий поднимает красный флажок. Дети хлопают в ладоши)

Жёлтый свет засветил.

(Ведущий поднимает жёлтый флажок)

Подождите — нет пути!

Жёлтый свет засветил —

Приготовьтесь в путь идти.

(Дети подают друг другу руки, берутся за руки.)

Свет зелёный впереди —

(Поднимает зелёный флажок.)

 Вот теперь переходи!

(Дети топают ногами.)

Светофор.

Выходя на любой перекрёсток,

 Знает взрослый и знает подросток

 Всю проезжую часть

нужно быстро пройти,

Не задерживаться

и не зевать на пути!

В. Знать правила движения на свете

 Должны все взрослые и дети.

Говорит нам постовой...

Постовой.

Не гоняй по мостовой!

Эй, ребята-малыши,

Кататься быстро не спеши!

Проводится игра «Кто медлен­нее доедет до светофора».

В. Постовой стоит на месте,

Где скрещение дорог,

Чтоб его любые жесты

Каждый лучше видеть мог.

И, подобно дирижёру,

Только палочкой взмахнёт —

 Заработают моторы,

Транспорт движется вперёд.

Выходит рассказчик.

Рассказчик.

Посмотрите: Постовой Встал на нашей мостовой.

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали,

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда.

Не волнуется народ,

Через улицу идёт.

И стоит на мостовой,

Как волшебник — Постовой.

Все машины одному Подчиняются ему.

В. Уважаемые Светофор и По­стовой, мы приглашаем вас на наш праздник «Дорожной азбуки». Пешеходом станет каждый,

Кто пешком идёт в поход. Пешеходная дорожка От машин его спасёт.

Ведь ходить по той дорожке Может только пешеход.

Дети исполняют песню «Вместе весело шагать по просторам».

В. А давайте-ка, ребята,

В гости знаки позовём

И приятное знакомство

С ними дружно заведём.

Под музыку в зал входят дорож­ные знаки.

1-й  ребёнок.

Мы — знаки дорожные.

Запомнить нас не сложно.

Весёлых знаков — целый ряд.

2-й  ребёнок.

Они вас от беды хранят.

Они о правилах дорожных

Вам всем безмолвно говорят.

 3-й   ребёнок.

Я хочу спросить про знак.

 Нарисован он вот так

В треугольнике — человек

 Он идёт куда-то.

Вы ответьте мне скорей,

что за знак, ребята? (Ответы детей.)

4-й  ребёнок.

Шли из сада мы домой.

Видим — знак на мостовой.

Круг, внутри — велосипед,

Ничего другого нет.

Что это за знак?

5-й  ребёнок.

Дальше мы идём домой.

Знак другой на мостовой:

Круг, внутри — мотоциклист.

Может, цирковой артист?

Что это за знак?

6-й  ребёнок.

А вот знак простой —

Треугольник пустой.

Что это за знак?

7-й  ребёнок.

Вот здесь — круг,

Внутри — кирпич.

Что обозначает этот знак?

8-й  ребёнок.

Этот знак похож на «О».

Это значит, что движение...

(запрещено).

9-й  ребёнок.

Близки мне стали с давних пор

Приветливые знаки.

Они мне грезятся порой

Среди ночи во мраке.

10-й ребёнок.

Остались в памяти слова

О правилах движенья.

И вам теперь, мои друзья,

Мы скажем без сомненья...

В. Уважаемые знаки, мы приглаша­ем вас на наш праздник «Дорожной азбуки».

Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра,

Нам дети дарят звонкий праздник

И главный гость на нём — игра!

Подвижная игра «Пешеходы и водители».

Под музыку выходят Постовой и дети с картинками опасных ситуа­ций на дороге.

Постовой.

Чтобы не было, дружок У тебя несчастий,

Не играй ты никогда На проезжей части.

Это правило запомнить Надо обязательно:

На дороге, на дороге Будь всегда внимательным!

Частушки.

1-й  ребёнок.

Как-то раз решил Енот:

«Мне не нужен переход!»

Через рельсы побежал,

Под трамвай чуть не попал.

Зачем так было торопиться?

Теперь концерт не состоится!

2-й  ребёнок.

Ехал Мишка не спеша По проезжей части.

На дорогу не смотрел,

Потому и в столб влетел.

Теперь лечить придётся Мишке Один синяк, четыре шишки!

Ну, разве умные медведи Так ездят на велосипеде?!

3-й  ребёнок.

Идёт игра на мостовой Под шум машин, сирены вой...

Вот игроки.

А где их мяч?

Им не поможет уже врач.

4-ребёнок.

Мы частушки вам пропели

правилах поведения.

И теперь, мои друзья,

Вам скажем без сомнения:

Пускай проносятся года

И жизнь петляет кругом.

Правила для нас всегда

Будут лучшим другом.

Дети садятся на стульчики.

В. На дорогах трудностей так много, Но их бояться нет у нас причин, Потому что правила движенья Есть у пешеходов и машин.

И чтоб было хорошее настроение, Соблюдайте правила движения.

А теперь все вместе мы поиграем в игру «Это я! Это я! Это все мои друзья!». Я буду задавать вам вопросы, а вы, если согласны со мной, говорите: «Это я! Это я! Это все мои друзья!».

*          * *

Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход?

*          * *

Кто летит вперёд так скоро,

Что не видит светофора?

*          * *

Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой?

*          * *

Знает кто, что красный свет

Означает: хода нет!

Дети отвечают.

В. Молодцы, отвечали дружно и правильно! Вы запомнили основ­ные правила дорожного движения, выучили знаки и сигналы светофо­ра. Правилам дорожного движения мы научили и нашего гостя — утёнка Желторотика.

На память я хочу подарить вам книжки с правилами дорожного дви­жения (можно подготовить ребятам книжки с аппликацией (рисунками) дорожных знаков, дорожных ситуа­ций).

Правила из этой книжки

Нужно знать не понаслышке.

И учить их не слегка,

А всерьёз, наверняка.

Праздник заканчивать пора.

До свиданья, детвора!

Дети под песню «Мы едем, едем, едем...» покидают зал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ 1. НАШ ГОРОД

Задачи:

•        закрепить представление детей о словах: «пассажир», «пешеход»;

•        ознакомить детей с движением транспорта и пешеходов;

•        дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу; воспитывать у детей дружеское взаимопонимание.

Материал: картины с видами города, открытки, рисунок ули­цы (заранее подготовлен рисунок на большом обойном листе), где видна проезжая часть и тротуары с пешеходами, а также карандаши, альбомные листы бумаги.

 

Ход занятия

В начале занятия дети рассматри­вают картины, открытки, рисунок с изображением улиц, проспектов.

Воспитатель (В.). Мы живём с вами в большом городе. В нашем городе много улиц. Расскажите, по­жалуйста, ребята, на какой улице вы живёте? (Ответы детей.)

На каждой улице большого города много домов, магазинов, школ, дет­ских садов. По улицам днём и ночью едут машины. Они подвозят хлеб и другие продукты к магазинам, моют улицы. Автобусы и троллейбусы пере­возят людей на работу и с работы, в кино, театры, парки, больницы и т. д.

Примерные занятия для детей по правилам дорожного движения

 

Тех, кто едет в автобусе, троллейбусе, трамвае, называют пассажирами, а людей, идущих пешком, называют пешеходами.

Воспитатель называет состав­ные части улицы — проезжую часть, тротуар, перекрёсток, островок безопасности — и говорит, для чего они предназначены.

Вопросы к детям:

—     Где должны ходить пешеходы? (Ответы детей.) Пешеходы должны ходить по тротуарам и пешеходным переходам.

—     Почему нельзя ходить по проез­жей части дороги? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям отгадать следующие загадки.

* * *

Это встал для нас в дозор

Пучеглазый... (светофор).

Жёлтым глазом он мигает,

Строго нас предупреждает:

Чтобы был счастливым путь,

Повнимательнее будь!

И не бегай, не играй,

Где автобус и трамвай!

Будь, малыш, всегда смышлёный

И шагай на свет... (зелёный).

*                   * *

На дорожном знаке том

Человек идёт пешком.

Полосатые дорожки

Постелили нам под ножки,

Чтобы мы забот не знали

И по ним вперёд шагали.

Но, смотри-ка, кто такой

Нам велит: «Шагать постой!»

И сигнал: «Путь опасный!

Стой и жди, пока я... (красный)

Да живее, не зевай —

Ждёт автобус и трамвай.

Ты про это не забудь,

Продолжать им нужно путь.

Где ведут ступеньки вниз,

Ты спускайся, не ленись.

Знать обязан пешеход:

Тут... (подземный переход).

*                   * *

Здесь не катится автобус.

Здесь трамваи не пройдут.

Здесь спокойно пешеходы

Вдоль по улице идут.

Для машин и для трамвая

Путь-дорога есть другая.

Ну, а если пешеходу

Тротуар не по пути,

Если нужно пешеходу

 Мостовую перейти?

Сразу ищет пешеход

Знак... (дорожный переход).

*                   * *

Безопасней нет дороги.

Всё запомнили, ребята?

И гулять не страшновато?

Что ж проверим, поглядим,

Но сначала повторим:

Раньше счёта и письма,

Рисованья, чтения

Всем ребятам нужно знать...

 (прави­ла движения).

*                    * *

Раньше счёта и письма,

Рисованья, чтения

Всем ребятам нужно знать

 Азбуку движения!

Как зовутся те дорожки,

По которым ходят ножки?

 Различать учись их точно,

Не лети как на пожар.

Пешеходные дорожки —

Это только... (тротуар).

Подведение итогов занятия.

Воспитатель предлагает детям нарисовать улицу, на которой они живут, улицу, по которой они идут в детский сад, любимую улицу и т.д.

Детскими рисунками можно укра­сить группу, раздевалку и любоваться улицами нашего города, а в свобод­ное время предложить ребятам рас­сказать об улице, которую они на­рисовали.

Занятие 2. «ГДЕ И КАК ПЕРЕ­ХОДИТЬ УЛИЦУ-

 

Задачи:

•   продолжать знакомить детей с движением на улицах города;

•   закрепить знания о дорожных знаках, указателях и об их назначе­нии;

•   упражнять детей в поведении на улице, воспитывать привычку соблю­дать правила дорожного движения

Материал: кубики, стульчики, ма­шины (игрушки), дорожные знаки, «зебра».

Ход занятия

Вступительная беседа воспита­теля с детьми.

В. Ребята, сегодня мы с вами будем учиться правильно переходить через улицу, которую сами построим в на­шей группе. По улицам города бес­прерывно движется транспорт. Что­бы никто не попал под машину и не было аварии, все должны соблюдать правила дорожного движения. Эти правила должны знать водители авто­мобилей и автобусов, мотоциклисты и велосипедисты, а также все пеше­ходы — взрослые и дети, школьники и дошкольники. В правилах сказано, что для машин отведена проезжая часть, а для пешеходов — тротуары. В них также говорится, что улицу мож­но переходить в тех местах, где есть линии разметки или указатели пере­хода (педагог напоминает ребятам,

какие есть переходы, и показывает соответствующие дорожные зна­ки). .

Практические действия.

Вместе с детьми педагог «строит улицу»: обозначают проезжую часть, тротуар, перекрёсток, переходы, островок безопасности. Ребята де­лятся на пешеходов и водителей, пас­сажиров, ожидающих транспорт.

Педагог направляет игру по свое­му усмотрению (действует вместе с детьми, сопровождая каждое дей­ствие детей и своё словами, вопро­сами к детям).

В. Ребята, где у нас проезжая часть? А кто стоит на тротуаре для пешехо­дов? (Дети отвечают.) Правильно, тротуар находится рядом с проезжей частью.

Сейчас по проезжей части улицы «едет» Серёжа на скорой помощи, а Максим «едет» на такси и тд. По тро­туару девочки катят кукольные коля­ски и т. д.

Воспитатель предлагает детям са­мим построить рассказ, называя по очереди имена детей (каждый ребё­нок рассказывает, где он находится, что он видит и что делает). В про­цессе игры педагог задаёт вопросы, исправляет неверные ответы детей или предлагает это сделать самим ребятам.

Занятие 3. «ЭКСКУРСИЯ ПО УЛИЦАМ ГОРОДА»

 

Задачи:

•   закрепить знания правил дорож­ного движения;

•   закрепить знания дорожных знаков;

•   упражнять детей в названии таких понятий, как «переход» (над­земный и подземный), островок безопасности, светофор;

•   воспитывать у детей такие каче­ства, как взаимовыручка и помощь товарищам.

Ход экскурсии

Вступительная беседа.

Педагог рассказывает детям о сво­ём городе.

В. Ребята, вы хорошо знаете, что в нашем городе очень много улиц. Они тянутся в разных направлениях, иногда пересекаются. В нашем го­роде есть улицы длинные и корот­кие. А также очень много площадей. Чтобы не было аварий и несчастных случаев, по всем улицам расставлены дорожные знаки, обозначены пово­роты и развороты транспорта. В го­роде много различных переходов, тротуаров.

 

Воспитатель после своего рассказа задаёт ребятам вопросы:

— Как называется место пересече­ния улиц? (Перекрёсток.)

— А кто может ответить, что такое переход, какие переходы бывают? (Ответы детей.)

— Что такое островок безопасно­сти? Для чего он нужен?

— Как называется улица, на кото­рой находится детский сад?

— Для чего нужен тротуар? И т.д.

Практические действия.

Педагог предлагает пройти по

тротуару, придерживаясь правой стороны. Дойдя до светофора, ещё раз напомнить детям, как надо пере­ходить улицу:

— Как называется это место? (Пе­рекрёсток.)

— Что такое перекрёсток? (Это место, где пересекаются улицы или дороги.)

— Кто расскажет, что собой пред­ставляет площадь? (Незастроенное и очень большое ровное место в городе или селе, от которого обычно рас­ходятся в разные стороны улицы.)

В. Правильно, ребята, площади бывают большими. На площадях ча­сто размещают скверы, сооружают фонтаны, воздвигают скульптуры. Каждая площадь имеет своё название. А кто знает, как называются площади в нашем городе? (Площадь Победы, Площадь Независимости, Площадь Якуба Коласа и т.д.)

Воспитатель может предложить детям пройти на одну из площадей (если она расположена рядом, а если нет, то необходимо заранее для та­кой экскурсии заказать автобус).

В автобусе (или по дороге к пло­щади) можно продолжить беседу о дорогах и улицах своего города.

— На какие части делится дорога? (Проезжая часть для машин, тро­туары для пешеходов)

— Какое движение на этой улице? (Двустороннее.) Как вы это опреде­лили? (Машины едут в обе стороны навстречу друг другу.)

— Как регулируется движение на этом месте? (Дети показывают на светофор.) Где находится пешеход­ная дорожка?

Дети наблюдают за пешеходами и водителями транспорта, действия ко­торых согласуются с сигнализацией светофора.

— А кто регулирует движение, ког­да не работает светофор? (Инспек­тор ГАИ регулирует движение ма­шин и пешеходов на то время, когда не работает светофор.)

После посещения одной из пло­щадей на обратном пути дети на­блюдают за жизнью города. Слушают педагога, задают вопросы.

Дети наблюдают за действиями пешеходов.

В. (напоминает детям). Вспом­ните, ребята, как нужно переходить улицу, посмотрите на пешеходов. Каждый пешеход, прежде чем перей­ти улицу, должен определить, какое на "ней движение, так как от этого зависят правила перехода. Если на улице одностороннее движение, смо­треть надо в ту сторону, откуда идут машины.

Через дорогу нужно переходить спокойно, придерживаясь правой стороны. А строгое выполнение правил дорожного движения, дис­циплина самих пешеходов делают движение по улицам безопасным.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как старику (старушке), инвалиду помогают перейти через дорогу люди, как сотрудник ГАИ оста­навливает движение машин, чтобы женщина могла спокойно перевезти коляску с ребёнком, и т.п.

Занятие 4. ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ НА УЛИЦЕ»

 Задачи:

•        продолжать знакомить детей с основными правилами поведения на улице;

•        закрепить знания о правилах до­рожного движения;

•        воспитывать у детей вниматель­ность (особенно на дороге).

Ход занятия

В начале занятия воспитатель чи­тает или рассказывает детям сказку.

Доктор Айболит и дорожная азбука

Было ещё очень рано, когда доктор Айболит проснулся. Яр­кое солнышко в окошке всё время улыбалось ему, пока он одевался, умывался, чистил зубы, делал за­рядку и завтракал. Доктор Айбо­лит не любил опаздывать куда- либо, тем более к своим пациен­там в больницу, поэтому, никогда не вставал в последнюю минуту и из дома выходил заранее.

До его работы доктору Айбо­литу нужно было пройти сначала немного пешком по улице Цве­точной, потом пересечь улицу Земляничную и затем проехать на автобусе до остановки «Боль­ница». В то утро он шёл не спеша по тротуару и по пути приветливо здоровался со встречными пеше­ходами.

Когда доктор Айболит подошёл к остановке общественного транс­порта, он заметил, и это показа­лось ему странным, что по дороге ему не встретились трое жителей сказочного города — Буратино, медвежонок Миша и робот Самоделкин.

Каково же было его удивление, когда в больнице в одной из палат он увидел всех троих на больнич­ных кроватях.

Медвежонок лежал с перевя­занной лапой, у Буратино была сломана нога, а рядом с кроватью Самоделкина на тумбочке лежали какие-то винтики и вместо носа у него была разбитая лампочка.

—      Что случилось? — спросил доктор Айболит у друзей. — Как вы здесь оказались?

И вот какую историю рассказал доктору медвежонок:

—      Вчера я был приглашён на день рождения к Белочке. Долго выбирал ей подарок в магазине, потом купил ещё огромный бу­кет цветов. Я немного задержался, поэтому очень торопился и побе­жал через дорогу. Из-за букета я ничего не видел. На день рожде­ния я так и не попал — меня сбил автомобиль. И вот я здесь...

—      Ах, Медвежонок, — покачал головой доктор Айболит, — из-за своей беспечности ты испортил праздник и Белочке, и себе. Раз­ве ты не знаешь, что через доро­гу бежать нельзя — ведь автомо­биль мгновенно остановиться не может. И переходить проезжую часть нужно только в специаль­но обозначенных местах: там, где есть «зебра» и установлен специ­альный дорожный знак «Пеше­ходный переход». И в-третьих, при переходе пешеход должен хорошо видеть дорогу — нет ли транспорта. А тебе видеть доро­гу мешал букет цветов. Придётся теперь лечить тебя, делать пере­вязки и принимать лекарство. — Ну, а с тобой что приключилось, Буратино? — подошёл к деревян­ному мальчику Айболит.

—      Я тоже торопился. Мне дали билет в цирк. Я всё делал пра­вильно, как меня учили. Дошёл до пешеходного перехода на улице Садовой и начал переходить ули­цу. Вдруг, откуда ни возьмись, на меня налетел мотоцикл и сломал мне ногу. Я не виноват!

—      А перед тем, как шагнуть с тротуара, ты посмотрел на свето­фор? — поинтересовался доктор Айболит.

 

— На светофор?..

— Вспомни, Буратино, на улице Садовой на переходе установлен пешеходный светофор! — Он ка­ким глазом тебе светил?

— Ой, а я торопился и не по­смотрел на него.

— Ты про него забыл, поэтому и попал в больницу. Пешеходу надо не только найти «зебру», но и вы­полнять распоряжения сигналов светофора. Ты, видимо, перехо­дил на красный свет, чего ни в коем случае нельзя делать. Ведь в это время для водителей авто­машин и мотоциклов горит раз­решающий для проезда зелёный сигнал и они едут через переход по своим делам. Так что, дружок, виноват всё-таки ты сам. Поэтому тебе придётся долго лечиться.

Робот Самоделкин не выдер­жал:

— Но я-то уж точно ни в чём не виноват. Там, где на меня на­ехал грузовик, не было никаких пешеходных переходов вообще. Я с друзьями поехал за город, в деревню, к коту Матроскину в гости. Мы вышли из автобуса на просёлочную дорогу. Над цвета­ми летали бабочки, кругом росли кусты и деревья, пели птички. На другой стороне дороги увидели встречавшего нас Матроскина. Я первым бросился к нему и почему-то оказался на пути гру­зовика, который меня задел. И мой красивый нос — горящая красная лампочка — разбился, и из меня посыпались детали. По­жалуйста, доктор Айболит, по­могите мне стать прежним Само- делкиным.

— Да тебе, Самоделкин, повез­ло, — сказал доктор Айболит. — Всё могло оказаться гораздо хуже для тебя. И ты не лежал бы сей­час в этой палате, а был бы просто сдан в металлолом! Жаль, что и ты не чувствуешь за собой вины перед правилами дорожной безо­пасности. За городом, в сельской местности, где автомобилей много меньше, чем в городе, также нуж­но быть внимательным. Ты же сам сказал, что вблизи дороги росли кусты и деревья. А пешеход, если он хочет остаться живым и здо­ровым, должен быть виден води­телю. Из-за кустов ты с друзья­ми водителю проезжавшего гру­зовичка не были заметны. Надо было не мчаться напролом к коту Матроскину, а убедиться в соб­

ственной безопасности: не только слушать пение птичек, а прислу­шаться к дороге, а ещё отойти в сторону от кустов и вниматель­но посмотреть — нет ли машин. Тебе должно быть стыдно. Уж у тебя-то голова поворачивается не только вправо-влево, а и вокруг твоей шеи. Ты опасность должен предвидеть первым!

Выслушав рассказы друзей, доктор Айболит выписал каждому пилюли и микстуры. Медвежонку Мише он как следует пришил к туловищу нитками его лапу, для Буратино выстругал из дерева но­вую деревянную ножку, послал санитаров в магазин за новой лам­почкой для робота Самоделкина и ввернул ему все винтики до по­следнего.

Неделю, пока друзья лечились в больнице, они изучали правила дорожного движения. А напосле­док перед выпиской доктор Айбо­лит ещё раз проверил их знания по дорожной грамоте и просил передать всем ребятам, что в ма­газине запасные части есть только для сказочных жителей сказочно­го города. Так что на улице будьте осторожными и внимательными!

Вопросы доктора Айболита:

— Что нужно делать утром, что­бы успеть вовремя в детский сад или школу?

— Кто такие пешеходы и как они должны идти по тротуару?

— Как обозначаются пешеходные переходы?

— Как ты узнаёшь о месте останов­ки автобуса, троллейбуса, трамвая?

— Сколько сигналов у пешеходно­го светофора?

— Какого цвета разрешающий сиг­нал светофора?

— Какие правила безопасности на­рушили медвежонок Миша, Буратино и робот Самоделкин?

— Почему нужно знать и выпол­нять правила дорожного движения?

— Нужно ли соблюдать правила дорожного движения за городом?

 

Задачи:

• закрепить знания правил дорож­ного движения;

• закрепить поведение детей на улицах города, в транспорте;

• воспитывать у детей такие каче­ства, как взаимовыручка и помощь товарищам.

Ход занятия

Вступительная беседа.

В. Ребята, сегодня мы поговорим о правилах поведения на дороге. Какие правила вы знаете? (Ответы детей.) Почему нельзя устраивать игры на проезжей части? (Там ездят маши­ны, а играя, можно не заметить подъехавшую машину и попасть под неё)

Игровое задание: «Здесь наш двор. Мы играем с мячом. Вдруг он выка­тывается на дорогу (воспитатель бросает мяч). Что нужно делать?» (Ответы детей.)

Обобщение: «Надо сказать маме или кому-нибудь из старших, чтобы они взяли мяч. А самим ни в коем случае не бегать за ним. Это очень опасно».

В. А где можно кататься на велоси­педах? (Дети обычно отвечают: то дороге», «где едут машины») Обобщение: «На велосипедах можно кататься только во дворе дома или на детской площадке, или по ве­лосипедной дорожке. А на тротуаре нельзя кататься на велосипедах и устраивать игры».

В. Почему? Кто ответит? (Дети размышляют.)

Объяснение: «По тротуару ходят пешеходы. Игра и езда на велосипе­дах будут им мешать. Они должны сойти на проезжую часть, а это очень опасно».

Воспитатель читает стихи:

Дежурит ловкий постовой,

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может

Одним движением руки

 Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

*                   ***** *

Там, где шумный перекрёсток,

Где машин не сосчитать,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.

Пусть запомнят твёрдо дети:

Верно поступает тот,

Кто лишь при зелёном свете

Через улицу идёт!

* ******

Делаем ребятам

Предостережение:

Выучите срочно

Правила движения,

Чтоб не волновались

 Каждый день родители,

Чтоб спокойно мчались

Улицей водители!

*****            * *

Это всем должно быть ясно!

Даже тем, кто ходит в ясли,

 

Всем, кто в городе живёт:

Переходы не рискованны

Только там, где нарисованы

Шашек белые квадраты

И на стрелке «Переход».

  * ********

Читает книжку глупый слон

На самой мостовой,

И невдомёк ему, что он

Рискует головой.

Нужно слушаться без спора

Указаний светофора:

Нужно правила движения

 Выполнять без возражения.

Это всем вам подтвердит

Добрый доктор Айболит.

Методическое указание:

Каждое стихотворение воспита­телю необходимо прокомментиро­вать и, если есть возможность, рас­смотреть картинки с правильным и неправильным поведением детей на улицах города, в транспорте.

Занятие 6. «КОГДА МЫ-- пассажиры

Задачи:

•   закрепить понятия «пешеход», «пассажир»;

•   закрепить правила поведения в общественном транспорте;

•   воспитывать вежливое отноше­ние друг к другу.

Ход занятия

Воспитатель вместе с детьми вспо­минает следующие понятия: «Кого называют пешеходом?», «Кого назы­вают пассажиром?».

В. Сейчас мы с вами будем играть в пассажиров. Представим себе, что наша комната — салон автобуса, мы сидим на своих местах и ждём от­правления. А Вова (мы ему поставим стул впереди всех) будет шофёром. Он нас повезёт. На остановке автобу­са «Детский сад» будут стоять четыре человека.

Ожидая автобус, ребята, запомни­те, ни в коем случае нельзя выходить на проезжую часть, а то он или дру­гая машина могут сбить вас.

Итак, начали нашу игру, Вова, пое­хали. Быстрее, ещё быстрее.

Запомните, ребята, во время дви­жения двери руками трогать нельзя, пока их не откроет сам водитель. У него есть специальная кнопка. Он её нажмёт, и двери откроются. Вот мы и приехали. Остановка «Детский сад».

Выходите, дети, а мы, Вова, возь­мём новых пассажиров. Садитесь, по­жалуйста, на свои места. Сейчас мы отправляемся. Едем дальше, а я буду вам задавать вопросы.

— Можно ли разговаривать с во­дителем во время движения? (Нет.)

— Можно ли высовываться в окно или выставлять руку? (Нельзя.)

— Разрешено ли ходить по авто­бусу во время движения? (Не разре­шается, потому что можно упасть. Нужно держаться за поручни.)

— Почему нельзя становиться но­гами на сиденье? (Потому что оно испачкается.)

— А можно в автобусе громко раз­говаривать, кричать, петь песни или читать книги? (Нельзя, потому что так нарушается покой пассажиров, а чтете книги во время движения ухудшает зрение)

В. Молодцы, ребята! Теперь мы с вами хорошие пассажиры и никто не сделает нам замечание. А сейчас остановка, выходите из автобуса.

Вопрос: Коля и Женя вышли из ав­тобуса, кто они теперь — пешеходы или пассажиры?»

Подведение итога: «Ребята! Вам понравилась наша поездка? Вы очень хорошо себя вели себя в транспорте. Теперь постарайтесь соблюдать все правила всегда».

 

Задачи:

• расширить знания детей о пас­сажирском транспорте;

• закрепить правила поведения в общественном транспорте;

• воспитывать культуру поведе­ния.

Материал: карандаш, альбомные листы, атрибуты игры.

Ход занятия

В. Ребята, что делают люди, если им нужно попасть из одной части города в другую? (Садятся в транс­порт —метро, автобус, троллейбус, трамвай, в машины.) А как называ­ются люди, которые едут в транспор­те? (Пассажиры.) Где можно сесть в автобус, троллейбус, трамвай? (На остановке общественного транс­порта.)

Сегодня мы с вами пойдём на оста­новку и понаблюдаем. Но перед этим ответьте мне на вопросы:

— Как нужно себя вести в обще­ственных местах и на дороге? (От­веты детей.)

— Как вы думаете, почему мы узна­ли, что именно здесь остановка авто­буса? (Здесь висит указатель)

В. Правильно, люди ждут автобус на остановке. Они стоят на тротуаре.

На проезжую часть дороги выходить нельзя, иначе можно попасть под мащину. Вот подъезжает автобус. Он останавливается, и двери открывают­ся. Все спешат к автобусу. Взрослые с детьми и пожилые люди могут войти в него через передние двери. Все вхо­дят не толкаясь, спокойно. В автобу­се (троллейбусе) пассажиры также должны соблюдать особые правила. А кто знает, какие это правила? (От­веты детей.) Особую осторожность, ребята, необходимо соблюдать на трамвайных остановках. Они часто находятся на середине проезжей ча­сти, поэтому при выходе из трамвая надо посмотреть направо и, убедив­шись в полной безопасности, идти прямо к тротуару. А если нужно пе­рейти на противоположную сторону улицы слева от трамвая, то обходить его надо спереди, а то можно не за­метить встречный трамвай. Рельсы надо переходить быстро, чтобы не оказаться между путей.

Дидактическая игра «Пешеход и транспорт».

Игровое задание: пройти или проехать без нарушений.

Правила игры: двигаться и оста­навливаться нужно по сигналу, умело регулировать движение.

Материал: эмблемы с изобра­жением разных видов городского транспорта: автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус; светофор, та­лоны на проезд, талон водителя, ви­зитная карточка пешехода, свисток, дорожные знаки.

Место проведения: улица, груп­па детского сада.

В. Дорогие дети! Мне хочется вам напомнить: если пешеход или води­тель нарушил правила, милиционер останавливает движение, делает про­кол на талоне водителя, а пешеходу предлагает стать пассажиром. Мили­ционер делает отметку на визитной карточке пешехода.

А теперь давайте включимся в игру. По сигналу свистка начинается движение транспорта и пассажиров. Используя эмблемы с изображением разных видов городского транспорта, дети проигрывают различные ситуа­ции по теме «Пешеход и транспорт».

Рисование по теме занятия.

Подводя итоги, воспитатель спра­шивает у детей о том, что нового они узнали на занятии, что им понрави­лось. (Дети отвечают.)

В. Молодцы, ребята! Вы хорошо занимались, нарисовали хорошие рисунки.

 

 

 

 

 

Задачи:

•   дать начальное представле­ние о работе милиционера-регу- лировщика, о светофоре и некото­рых дорожных знаках;

•   закреплять знания правил пере­хода через улицу;

•   воспитывать уважительное от­ношение к работникам милиции.

Ход занятия

Воспитатель заранее выбирает такое место, где виден светофор и находится инспектор.

Воспитатель (В.). Посмотрите, дети, кто стоит на перекрёстке? Это милиционер-регулировщик, или инспектор ГАИ (государственная автоинспекция). Он здесь самый главный. Поднимет свою палочку, и машины остановятся. Ему подчи­няются водители всех видов транс­порта (автомобилей, мотоциклов и т.д). Он следит за тем, как пере­ходят улицу пешеходы.

Инспекторы ГАИ — мужествен­ные люди. Они несут свою службу в жару и в холод, и в дождь, ночью и днём. Они первыми приходят на по­мощь пострадавшим в автомобиль­ных авариях. Они проверяют, чтобы машины, которые ездят по городу, были исправными, с хорошими тор­мозами.

Чтение стихотворения С. Ми­халкова «Моя улица» и беседа по стихотворению.

В. Бывают перекрёстки, где нет регулировщика, а установлены уличные автоматы, которые назы­ваются светофорами. Все водители и пешеходы должны строго под­чиняться их сигналам. В светофо­ре сменяются красный, жёлтый и зелёный цвета. Эти три цвета часто называют волшебными, потому что они регулируют движение. А теперь

ответьте мне на вопросы: «Что обо­значает красный (жёлтый, зелёный) свет светофора? Как должны вести себя люди при переходе улицы?»

Чтение стихотворения С. Михал­кова «Светофор».

В. А знаете ли вы, ребята, как управляют движением регулировщи­ки? (Дети отвечают.) Милиционер повернулся к вам боком с вытянутой вдоль груди рукой — это всё равно что зелёный сигнал светофора: мож­но переходить улицу. А если регу­лировщик стоит к вам спиной или грудью, то переходить нельзя. Это то же, что и красный сигнал светофора. Ну а жёлтый? Это когда регулиров­щик стоит с поднятой вверх рукой. Он словно просит вашего внимания. Это как раз и соответствует жёлтому сигналу светофора.

Пешеходам, которые уже пере­ходят улицу, надо задержаться на середине — на островке безопасно­сти. А кто только хотел переходить, должен ждать следующего указания. Значит, если регулировщик стоит боком — переходите, а если спиной или грудью — стойте! Подчиняться указаниям регулировщика обязаны все: водители транспорта и пеше­ходы.

Практическое действие: можно предложить одному из детей быть регулировщиком, а остальным ре­бятам — ответить, какому свету све­тофора соответствует тот или иной его жест.

В. Ребята, вам понравилась наша прогулка? Что нового вы узнали? Что запомнилось?

Дети отвечают.

Предложенное занятие можно провести в два-три этапа.

Занятие 9. «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

Задачи:

•   расширять знания детей о до­рожных знаках и их назначениях;

•   закреплять знания детей о пра­вилах дорожного движения, пере­

хода через улицу, поведения на до­роге;

• формировать у детей навыки осторожного поведения на улице.

Материал: дорожные знаки, кни­га с иллюстрациями.

Ход занятия

В. Сегодня мы с вами, ребята, по­говорим о дорожных знаках. (Педа­гог показывает дорожные знаки, чи­тает стихи.) Вы, наверное, видели треугольные, круглые и квадратные знаки на многих улицах и дорогах. По ним водители узнают, где мож­но ехать, а где нельзя, где можно остановить машину и заправить её бензином. Знаки предупреждают об опасности на дорогах, указывают направление движения. Эти знаки должны знать и пешеходы.

Показ знака «Пешеходный пере­ход».

В. Какой это знак, что он означа­ет? (В этом месте можно перехо­дить улицу)

Показ знаков «Подземный пере­ход», «Остановка автобуса».

В. Для чего они нужны? Что обо­значают? Где вы их видели? Какие зна­ки вы ещё знаете? (Ответы детей.)

Игровая ситуация. Дорожные знаки, с которыми дети знакомы, следует развесить на стульях, на сте­нах группового помещения и поста­вить в разных местах комнаты.

Детям предлагается сходить в «город»: к бабушке, домой, в дет­ский сад, на прогулку. Ребёнок выполняет все необходимые дей­ствия, что требует «Дорожная аз­бука». Если ребёнок неправильно выполняет «требования дорожного знака», ему подсказывают дети или помогают пройти расположенный путь. В процессе игры направле­ния пути и расположения дорож­ных знаков меняются (это занятие можно проводить с детьми в 4—5 этапов, используя разные знаки и стихи к ним).

 

 

 

Приложение к занятию СТИХИ ПРО ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

Знак «Уступить дорогу»:

 

Если видишь этот знак,

Знай, что он не просто так.

Чтобы не было проблем,

Уступи дорогу всем!

Знак «Движение запрещено»:

 

Этот знак ну очень строгий, Коль стоит он на дороге. Говорит он нам: «Друзья, Ездить здесь совсем нельзя!»

 Знак «Въезд запрещён»:

 

Знак водителей стращает,

Въезд машинам запрещает!

Не пытайтесь сгоряча Ехать мимо «кирпича»!

Знак «Место для разворота»:

 

В этом месте круглый год Совершают разворот!

Знак «Обгон запрещён»:

 

Знак любителей обгона

вне закона.

В этом месте, сразу ясно,

Обгонять других опасно!

Знак «Пешеходный переход»:

 

Здесь наземный переход, ходит целый день народ

Ты ,водитель, не грусти,

пешехода пропусти!

Знак «Движение без остановки запрещено»:

 

Ты, шофёр, не торопись,

Видишь знак, остановись!

Прежде чем продолжить путь, Осмотреться не забудь.

Знак «Движение пешеходов за­прещено»:

 

В дождь и в ясную погоду Здесь не ходят пешеходы. Говорит им знак одно: «Вам ходить запрещено!»

 Знак «Место стоянки»:

 

Коль водитель вышел весь,

Ставит он машину здесь,

Чтоб, не нужная ему,

Не мешала никому.

Знаки «Поворот направо за­прещён» и «Поворот налево за­прещён»:

 

Эти знаки на пути

Ни за что не пропусти.

Есть у них одна забота —

 Запрещать нам повороты.

Знак «Остановка запрещена»

 

Здесь машину не грузи,

Не паркуй, не тормози.

Этот знак всем говорит:

«Тот не прав, кто здесь стоит!»

Знак «Стоянка запрещена»:

 

Тормозить здесь можно смело,

Но нельзя стоять без дела.

Пассажиров ты сажай

И скорее уезжай!

Знак «Главная дорога»:

 

Вот он знак, каких немного:

Это главная дорога!

Если едешь ты по ней,

Всех становишься главней,

И тебе, как будто Богу,

Уступают все дорогу!

Знак «Автомагистраль»:

 

С ветерком и без печали

Мчимся мы по магистрали.

Там, где этот знак стоит,

Путь ничто не преградит!

Знак «Подземный пешеходный переход»:

 

Знает каждый пешеход

 Про подземный этот ход.

Город он не украшает,

Но машинам не мешает!

Знак «Место остановки автобу­са, троллейбуса, трамвая и так­си»:

 

 

Расклад

руху

Расклад

руху

 

 

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждёт.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

Знак «Тупик»:

 

 

Этот знак наверняка

Доведёт до тупика.

Ну, а дальше — хоть лети,

Потому что нет пути!

Знак «Ограничение максималь­ной скорости»:

 

Сообщает знак бесстрастно:

«Ехать здесь быстрей опасно!

Так что будьте вы добры

 Снизить скорость до поры!»

 «Знак Ограничение минималь­ной скорости»:

 

Говорит знак «В самом деле,

Что плетёшься еле-еле?

Будь ты хоть трёхглавый змей,

Ехать медленней не смей!»

Знак «Рекомендуемая ско­рость»:

50  

 

 

 

Сообщает знак всем этот:

«Вот вам скорость!

Лучше нету!

Мой послушайте совет,

Будет вам зелёный свет!».

Знак «Дети»:

 

Посреди дороги дети,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

Будь внимательней, водитель!

Знак «Сужение дороги»:

   

 

 

 

Грустен этот знак немного:

Здесь сужается дорога!

Это как всегда некстати.

Вдруг нам места там не хватит?

Знак «Подача звукового сигна­ла запрещена»:

 

Эй, водитель, не гуди,

Шумом спящих не буди.

Не пугай гудком прохожих,

Ведь и сам оглохнешь тоже!

Знак «Низколетящие самолё­ты»:

 

Сообщает знак о том,

Что вблизи аэродром.

Коль услышишь шум ужасный,

Знай, что это не опасно.

Знак «Пересечение с трамвай­ной линией»:

 

Эй, водитель, не зевай!

Ходит впереди трамвай.

Ты притормози немножко,

Уступи ему дорожку.

Знак «Железнодорожный пере­езд со шлагбаумом»

и «Железнодо­рожный переезд без шлагбаума»:

 

Не один здесь знак, а много:

Здесь железная дорога!

 Рельсы, шпалы и пути —

С электричкой не шути.

Знак «Опасный поворот»

 

 

 

 

Этот знак тревогу бьёт —

Вот опасный поворот!

Ехать здесь, конечно, можно,

Только очень осторожно —

 Никого не обгонять,

Пассажиров не менять.

Знак «Скользкая дорога»:

 

Говорит знак этот строго:

 «Очень скользкая дорога.

Ты с дорогой не шути,

Руль напрасно не крути!».

Знак «Дорожные работы»:

 

Знак «Дорожные работы».

Чинит здесь дорогу кто-то.

Скорость сбавить нужно будет,

 Там ведь на дороге люди.

Знак «Дикие животные»:

 

Бродят посреди дороги

Лоси, волки, носороги.

Ты, водитель, не спеши,

Пусть сперва пройдут ежи!

Знак «Падение камней»:

 

Вот дорога, ты на ней

Попадёшь под град камней.

Здесь обвал всегда возможен,

Будь предельно осторожен!

Знак «Пункт первой медицин­ской помощи»:

 

Если кто сломает ногу,

Здесь врачи всегда помогут.

Помощь первую окажут,

Где лечиться дальше, скажут.

Знак «Больница»:

 

Если нужно вам лечиться,

 Знак подскажет, где больница.

Сто серьёзных докторов

Там вам скажут: «Будь здоров!»

 

Знак «Автозаправочная стан­ция»:

 

800 м

Не доедешь без бензина

До кафе и магазина.

Этот знак вам скажет звонко:

 «Рядышком — бензоколонка!»

 Знак «Мойка автомобилей»:

 

 

 

 

 

Коль в грязи капот и шины,

Надо срочно мыть машину.

Ну, раз надо, значит, надо.

Вот вам знак, что мойка рядом!

 Знак «Телефон»:

 

Если нужно дозвониться

Хоть домой, хоть за границу,

Знак поможет, скажет он,

Где искать вам телефон!

Знак « Гостиница» («Мотель»):

 

Если долгим был твой путь,

Надо лечь и отдохнуть.

Этот знак нам говорит:

«Здесь гостиница стоит!»

 Знак «Пункт питания»:

 

Коли вам нужна еда,

То пожалуйте сюда.

Эй, шофёр, внимание:

Скоро — пункт питания!

Знак «Техобслуживание»:

 

 

 

 

 

100 м «    ►

Ай-ай-ай! Какая жалость!

Что-то вдруг у нас сломалось.

Знак нам этот говорит:

«Здесь — машинный Айболит!».

О. Емельянов

 

Занятие 10. «ЭКСКУРСИЯ В ЦЕНТР ГОРОДА»

 

Задачи:

• расширять знания детей об ули­цах города, о большом движении на них;

• закреплять навыки поведения на улице;

• закреплять знания детей о до­рожных знаках, светофоре и о их значениях;

• формировать у детей наблюда­тельность, осторожность на дороге.

Ход занятия

В. Дети, мы сегодня пойдём на экскурсию. Вы были в центре города и знаете, какое там большое движе­ние транспорта. Вот мы и научимся ходить по городу, соблюдая прави­ла дорожного движения. Кто из вас знает, как называется эта автобус­ная остановка? (Дети отвечают.) Посмотрите, как она обозначается. (Дети рассматривают знак «Место остановки автобуса»)

Воспитатель рассказывает детям стихотворение:

Здесь на посту в любое время

Дежурит смелый постовой,

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой.

С. Михалков

Вопросы детям:

— О ком это стихотворение? (Об инспекторе ГАИ)

— Что он делает на перекрёстке? (Регулирует движете.)

— Каким сигналам подчиняется пешеход? (Сигналам светофора или указаниям регулировщика.)

— При каком сигнале светофора могут ехать автомобили и идти люди? (При зелёном сигнале светофора)

— На какой свет нельзя ехать или переходить улицу? (На красный.)

 

— Для чего нужен жёлтый свет светофора? (Подготовить пешехо­да или водителя к движению или остановке.)

— На какие знаки необходимо прежде всего обратить внимание пе­шеходам? («Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено».)

— Где надо переходить улицу? (Переходить улицу нужно там, где это обозначено специальными до­рожными знаками.)

— А если пешеходный переход не обозначен, как необходимо пере­ходить улицу? (Посмотреть налево и, если нет машин, переходить до середины улицы, а затем — посмо­треть направо)

Практические действия: вос­питатель вместе с детьми переходит улицу, а затем напоминает им прави­ла перехода.

В. Какие впечатления у вас оста­лись после нашей экскурсии? Дети младшей группы тоже хотели бы сходить на экскурсию, но они ещё маленькие. Мы расскажем им об уви­денном.

 

Задачи:

• закреплять знания о двусторон­нем и одностороннем движении;

• познакомить с сигнализацией машин, с новым дорожным знаком «Въезд запрещён»;

• воспитывать уважение к труду водителей.

Ход занятия

В. Ребята, мы находимся на пере­крёстке и будем наблюдать за движе­нием транспорта. Посмотрите, во­дитель перед поворотом на другую улицу включает у машины спереди и сзади световые сигналы. Для чего это нужно? Сейчас я вам всё объяс­ню. Если машина должна повернуть налево, включаются сигналы с левой стороны, а если машина будет по­ворачивать направо, зажгутся сиг­налы с правой стороны. Поэтому на перекрёстке, где водители могут сделать поворот, пешеходы должны внимательно следить за светом фар. И прежде чем начать переход, надо убедиться, нет ли машины, которая может повернуть направо или на­лево.

Ответственная работа у водите­ля. Управляя своей машиной, он всё время внимательно следит за движу­щимся транспортом, за сигналами светофора, пешеходами. Кроме того, он обязан строго выполнять указания дорожных знаков. Эти знаки важны не только для водителей, но и для пешеходов.

Вопросы: «Как пешеходы узнают, что именно здесь нужно переходить улицу? Как можно определить место перехода?»

Показ знака «Пешеходный пере­ход» — на что указывает этот знак?».

Показ знака «Въезд запрещён» — что на нём изображено?»

Объяснение: «Этот знак вывеши­вается перед въездом на некоторые улицы. Он сообщает о том, что въезд транспорта сюда запрещён».

Игровое задание: найти такой же знак среди уже знакомых знаков.

В. Сегодня, ребята, мы будем ри­совать новый дорожный знак «Въезд запрещён», чтобы лучше его запом­нить.

Занятие 12. «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»

Задачи:

•   закреплять знания детей о видах транспорта, дорожных знаках через художественное слово;

•   развивать у детей смекалку и со­образительность;

•   воспитывать внимание, терпе­ние при отгадывании загадок.

Ход занятия

В. Дорогие дети! На наших заняти­ях вы уже много узнали о правилах дорожного движения, о транспорте. Предлагаю вам ещё раз проверить и закрепить знания. Я буду загадывать загадки, и за каждый правильный от­вет вы получите фишку. А в конце за­нятия посчитаем, у кого больше бу­дет фишек, тот побеждает и получает «Удостоверение юного пешехода». Чтобы ответить, нужно поднять руку. Итак, внимательно слушайте загадки. И, пожалуйста, вспомните все виды транспорта, дорожные знаки.

Если б я встала,

До неба достала б. (Дорога.)

Не живая, а идёт,

Не подвижна, а ведёт. (Дорога.)

У дома начинается,

У дома и кончается. (Дорога.)

Запылал на переходе

изумрудный глаз, Значит, можно улицу

перейти сейчас.

(Светофор.)

Три глаза — три приказа,

Красный — самый опасный.

(Светофор.)

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт,

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(Троллейбус,/автобус.)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит,

И горят'в глазах жука

Два блестящих огонька.

(Автомобиль.)

Опоясал каменный ремень

Сотни городов и деревень.

(Шоссе.)

Спозаранку за окошком,

Стук и звон, и кутерьма,

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

(Трамвай.)

Шагаешь — впереди лежит,

 Оглянёшься — домой бежит.

(Дорога.)

Высоких деревьев длинней, '

Травиночки маленькой ниже,

С ней дали становятся ближе

 И мир открывается с ней.

(Дорога.)

Чтобы я тебя повёз,

Мне не нужно есть овёс:

Накорми меня бензином,

На копыта дай резины,

И, поднявши вихром пыль,

Побежит... (автомобиль).

Ездить нужно осторожно,

За рога держаться можно,

Жаль вот только — гривы нет.

Что за конь? (Велосипед.)

Воспитатель отмечает всех ре­бят, их старания и вручает всем «Удостоверение юного пешехода». А кто ещё не совсем выучил правша дорожного движения, с таким удо­стоверением обязательно всё по­вторит и запомнит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по правилам дорожного движения.

В качестве гимнастики для глаз предлагается игра «Где остановка?». Эта игра позволяет снять зритель­ное напряжение и утомление детей, способствует укреплению глазных мышц. Также тренируются внима­ние и способность детей длительно удерживать в сознании зрительный образ.

Оборудование для игр: игровое поле, представляющее собой квадрат или прямоугольник с клетками, про­нумерованными, как показано на ри­сунке (по примеру игры «Морской бой»), автобус, вырезанный из кар­тона или плотной бумаги, дорожный знак «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса».

Перед началом игры детям пред­лагается назвать правила безопасно­го поведения на остановке. (Ожи­дать транспорт, не выбегая на до­рогу, не стоять на проезжей части и т.д)

Изображение знака «Место оста­новки автобуса и (или) троллейбуса» прикрепляется в верхнем левом углу от игрового поля. Ведущий игры ста­вит автобус в произвольное место игрового поля — это начало пути. Далее играющим сообщается марш­рут автобуса. Например, «2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вле­во» и тд.

Задача: не передвигая автобус, следить за его предполагаемым дви­жением взглядом и определить место конечной остановки. На вопрос ве­дущего «Где остановка?» дети долж­ны сообщить буквенно-цифровую координату.

Игра «Где остановка?» связана с такими темами занятий по пра­вилам дорожного движения, как «Когда мы — пассажиры», «Дорож­ные знаки», и может проводиться с детьми старшего дошкольного возраста.

Для профилактики близорукости рекомендуется также физкультминут­ка «Мы — водители». Педагог пред­лагает детям сыграть роль водителей, взять в руки воображаемые рули и выполнять следующие упражнения:

— Посмотрите на дорогу перед собой.

— Подъезжаем к перекрёстку. Не поворачивая головы, посмотрите вле­во — прямо, затем вправо — прямо. Затем посмотрите вверх — прямо на светофор и вниз — прямо на дорогу.

В. Это упражнение можно повто­рить ещё раз.

Впереди — знак «Круговое дви­жение». Наблюдаем за движущимся транспортом. Выполните круговое движение глазами по часовой стрел­ке, начиная сверху, затем — против часовой стрелки.

Мы выехали на дорогу. Впереди нас — машина. Приложите палец к носу. Машина от нас удаляется, мед­ленно отодвигаем палец от носа впе­рёд, продолжая смотреть на него.

Машина затормозила. Палец сно­ва приближаем к носу, следя за ним глазами.

Эти упражнения и игры нравятся детям. Они их выполняют весело, с настроением.

К предложенным занятиям, а также к занятиям, составленным самостоя­тельно, можно использовать стихи «Дорожная азбука».

ДОРОЖНАЯ АЗБУКА

А-

автобус.

Чётко. Кратко.

Здесь — и выход,

И посадка.

Б

Напомни ротозею строго:

«Стоп! Здесь проезжая дорога!»

Кто так на улице резвится,

Потом окажется в больнице.

В

Сам не едет, не идёт,

Не поддержишь — упадёт,

А педали пустишь в ход —

Он помчит тебя вперёд.

(Велосипед.)

Г

Была телега у меня,

Да только не было коня,

И вдруг она заржала,

Заржала, побежала Телега без коня.

 (Грузовик.)

Д

Видны за окнами дома

И дети на дорожках.

Да и буква «Д» сама

На самоварных ножках!

Е

Едем, едем, долго едем,

Очень длинный путь.

Скоро мы домой приедем,

Там мы сможем отдохнуть.

Ж

Подготовиться к переходу,

Жди и слушай наш совет:

Ты увидишь, как скоро

Жёлтый загорится свет.

3

Странная зебра:

Не ест и не пьёт,

Но без питья и еды

Не умрёт. (Пешеходный переход.)

И

Из края города в другой

Ходит домик под дугой.

(Трамвай.)

Й

У станции «Й»

Нас встретили загадкою.

Прочти и отгадай-ка:

Что надо пропустить,

Чтоб можно было зайку

В заику превратить?

К

Кто из вас в вагоне тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход?

Знает кто, что красный свет —

Это значит — хода нет?

Л

Каждому, кто не желает

Под колёса попадать,

Надо правила движенья

Изучать и соблюдать.

М

На проезжей части

Не катайтесь, дети,

Не на самокате,

Не на велосипеде.

Н

Где улицу надо тебе перейти,

О правиле помни простом:

С вниманьем налево сперва погляди,

Направо взгляни потом.

О

Грузовик или автобус

Обходить опасно,

Это каждый пешеход

Должен знать прекрасно.

П

Иди через улицу там, пешеход,

Где знаком указан тебе — «переход».

Р

Где вдоль улицы барьер,

Там нет перехода.

Транспорт движется за ним,

Не сбавляя хода.

За барьером можно сразу

Под колёса угодить:

Ведь тяжёлую машину

Нелегко остановить.

С

Регулирует движенье

 Сложное приспособление

Под названьем СВЕТОФОР.

Светит ярко он нам с вами

Разноцветными огнями,

И про них наш разговор.

Т

Глупо думать: «Как-нибудь

 Проскачу трамвайный путь!».

Никогда не забывай,

Что быстрей тебя... (трамвай).

У

А машина с буквой «У»

Быстро не помчится,

Потому что новичок шофёр,

Ему велено учиться.

Ф

По асфальту едет дом,

И народу много в нём,

А над крышей дома — вожжи,

Ехать он без них не может.

(Троллейбус.)

X

Носит хобот, а не слон,

Но слона сильнее он.

Сотни рук он заменяет,

Без лопаты, а копает.

 (Экскаватор.)

Ц

Чтобы целы были ноги,

Не играйте на дороге!

Ч

Что за чудо — синий дом!

 Пассажиров много в нём!

Ноги, обувь из резины

И питается бензином?

(Автобус.)

Ш

Хочу — лечу

Во весь опор!

Я сам шофёр

И сам мотор:

Нажимаю на педаль,

И машина мчится вдаль!

Грузовик, машину и автобус тоже

Водит не маляр. А кто же?

Не учитель, не шахтёр!

Может их водить...

(шофёр).

Щ

С площадки трамвая сходя,

Не забудь

Направо взглянуть: безопасен ли путь?

 Ы

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горит и день и ночь

Зелёный, жёлтый, красный.

Э

Эй, не стойте на дороге!

Мчит машина по тревоге.

А зачем ей так спешить?

Как зачем — пожар тушить!

(Пожарная машина.)

Ю

Объяснить надо запросто,

Будь ты юн или стар:

Проезжая часть — для транспорта,

Для тебя — тротуар!

Я

Чтобы жить, не зная огорченья,

Чтобы бегать, плавать и летать,

Ты должен правила движенья

Всегда и всюду соблюдать.

ЛИТЕРАТУРА:

1.          Клименко, ВР. Обучайте дошкольников правилам движения / В.Р. Клименко. — М.: Просвещение, 1973.

2.    Ковалько, ВИ. Школа светофорных знаний / В.И. Ковалько. — Минск: ООО «ФУАинформ», 2005.

3.    Ковалько, ВИ. Игровой модульный курс по Правилам дорожного движения, или Школьник вышел на улицу / В.И. Ко­валько. — М.: ВАКО, 2008.

4.    Правила дорожного движения. — Минск: Современная школа, 2011. — 64 с.

5.    Саулина, Т.Ф. Три сигнала светофора / Т.Ф. Саулина. — М.: Просвещение, 1989.

6.    Степаненкова, ЭЯ. Дошкольникам о правилах дорожного движения / ЭЛ. Степа­ненкова, М.Ф. Филенко. — М.: Просвещение, 1975.

7.    Степанов, ВЛ. Юные инспектора движения / В.П. Степанов, А.И. Выджак- Таргоня. — Минею Красико-Принт, 2007.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.