Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!

« Пути воспитания духовно-нравственных качеств у дошкольников»

Дата: 23 января 2015 в 20:02, Обновлено 26 января 2015 в 17:28

« Пути воспитания духовно-нравственных качеств у дошкольников»

За короткий период дошкольного детства ребенок усваивает многие способы поведения и общения. Он чутко  присматривается к поведению взрослых и сверстников, подражает их речевым особенностям и манерам, жестам, у него появляются довольно устойчивые привычки поведения.

  Поэтому формирование нравственного поведения ребенка обязательно должно проходить под руководством взрослых. Основная их задача при этом – воспитывать у детей организованное поведение в соответствии с общепринятыми правилами, руководствуясь которыми он может самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками, управлять своими желаниями.

 У ребенка в старшем дошкольном возрасте (4-6лет) постепенно расширятся круг правил, усваивая которые он дополнительно расширяет и конкретизирует свои знания об уже известных. Например, детей нашей группы мы знакомим со следующими правилами: «Как вести себя на улице, в транспорте»; «Соблюдай правила пешехода»; «Как вести себя во время разговора со взрослым»; «Правила дружной игры»; «Правил

 а дружной работы»; «Правила вежливости» и др.. Чтобы руководствоваться ими, ребенку недостаточно знать их. Полезно его упражнять  в выполнении этих правил и в естественных и в искусственно создаваемых ситуациях, использовать для этого различны поручения, задания, игры.

  Когда ребенок выполнит поручение, мы его спрашиваем: «Расскажи, как ты выполнил мою просьбу. Был ли ты вежлив? Почему ты так думаешь?» Это побуждает детей анализировать собственное поведение.

   Для расширения представлений детей о культуре поведения, отношений между людьми мы используем сюжетно-ролевые игры, такие, как «Магазин», «Почта», «Поликлиника», «Библиотека» и др., правила и условия которых обязывают детей проявлять такт, вежливость, умение обратится с просьбой. По ходу игры напоминаем детям, что они должны быть вежливыми, предупредительными, иначе ни врач, ни продавец, ни библиотекарь не станут обслуживать их.

 Вводя любое правило, надо разъяснять его смысл. Если ребенок понимает, почему оно необходимо, и знает, как его выполнять, то он быстрее овладевает нужными способами поведения. Важно, чтобы усвоение правил поведения требовало от старших детей элементарного самоконтроля, чтобы ребенок как бы примерял и сравнивал свои действия с тем, что предписано правилом. Это развивает в нем умение оценивать свое поведение.

 Осмыслению нравственной основы правил способствуют этические беседы. Детям можно задать вопросы: «Что бы ты сделал, если бы увидел, что взрослый что-то уронил?», «Ты нечаянно задел прохожего: как быть?», «Тебя послали к соседям одолжить соль: как ты обратишься с просьбой?», «Ты вошел в раздевалку своей группы, а там родители твоих товарищей. Надо ли поздороваться с ними? Как это сделать?», «Как надо вести себя, когда разговариваешь со взрослым?».

  Психологической особенностью дошкольников является его стремление к подражанию. Мы  широко используем, формируя положительное поведение ребенка, пример друзей. Особенно действен пример в сочетании со словом взрослого: «Антон поступил как гостеприимный хозяин – предложил гостю стул и вежливо предложил ему сесть». Воздействие от такого приема усиливается, если ещё и подкрепляется оценкой взрослого: «Поступил хорошо», «Это по-товарищески», «Можно гордиться поведением Максима» и т.д.

 Для прочного усвоения правил поведения детьми необходим систематический контроль за их поведением в игровой, трудовой, учебной деятельности, в повседневной жизни, в общении со  сверстниками и взрослыми. Контроль не должен быть навязчивым. Руководство поведением детей должно сочетаться с предоставлением им разумной самостоятельности. Когда дети  прочно овладеют культурой поведения, то они будут вести  себя так, как их учили, и в отсутствие воспитателя.

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.